Детское здоровье
  • Register

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром

zdorov-deti-aktiv «Ваш ребенок – «катастрофа». Это лучшее «имя», которое давали нашему сыну за его три года жизни. Да, он не такой, как другие дети. А если не такой, значит «больной», «с диагнозом», «все с ним понятно», «в специальное учреждение его определите»… Но ведь малыш просто очень, ну уж очень подвижный, шустрый, неусидчивый, нетерпеливый, невнимательный. «Он, — сказала воспитательница, — гиперактивный ребенок, и вам следует обратиться к психологу». Слово это – гиперактивный – мы слышали. Но что за ним стоит? Как нам, родителям, относиться к гиперактивности нашего малыша? Как ребенок будет развиваться дальше? Это, пожалуй, десятая доля того, что бы мы хотели узнать у психолога».

 

Что скрывает диагноз

Если вы начали читать этот материал и он вас затронул, как говорится, «за живое», потому что рядом носится по комнате его главный герой, остановитесь на минуточку и возьмите медицинскую карточку своего малыша — для начала следует разобраться со всеми загадочными словами, которые там написаны. Ведь карточка может затеряться, а доктор — поменяться, поэтому именно родители должны отчетливо представлять себе во всех подробностях состояние здоровья своего ребенка. Даже очень сложные термины можно объяснить понятным языком. И большинство врачей и психологов умеют это делать.

Энцефалопатияв буквальном переводе означает «повреждение мозга». Если невропатолог поставил такой диагноз малышу до года, значит, он полагает, что у ребенка есть те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, скорее всего, обусловленные какой-то травмой. Это могло случиться в пренатальном периоде (до родов), перинатальном периоде (в родах) и в постнатальном периоде (в раннем младенчестве). Отметим, что точно определить, когда и как была получена травма, удается крайне редко.

Тяжесть поражения мозга может быть самой разной. Большая часть энцефалопатий — легкие случаи, поэтому компенсируются без всякого медицинского вмешательства. Другие требуют медикаментозного и физиотерапевтического лечения, и к годовалому возрасту тоже компенсируются. У некоторых детей легкие нарушения сохраняются, и тогда к 5-6 годам в их медицинских карточках, как правило, появляется загадочная аббревиатура – ММД.

 

ММД– минимальная мозговая дисфункция. Существует несколько определений этого термина. Выделим лишь некоторые, понятные для родителей, ключевые моменты:

  • ММД (как и тяжелая энцефалопатия) – это исход легкого органического поражения головного мозга;
  • на фоне ММД могут наблюдаться различные неврологические симптомы и невротические реакции: головные боли, нарушения сна, аллергии, энурез, задержка развития речи;
  • в школьном возрасте могут иметь место специфические сложности с учебой и поведением;
  • и, наконец, то, что нас собственно интересует, — возможен гипердинамический синдром.

 

Гипердинамический синдром(синонимы – гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) – одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной, как говорят родители, бессмысленной активности. Точные причины развития этого синдрома ученые и клиницисты, увы, пока не установили. Существует несколько более или менее обоснованных предположений:

  • последствия родовой травмы;
  • наряду с возможной травмой есть нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе;
  • нарушение кровообращения головного мозга.

Истина, скорее всего, находится посередине, то есть бывает и так, и эдак, и вот так тоже случается. Но родителям ни к чему высоконаучные дискуссии и физиологическо-биохимические сложности. Мама и папа хотят знать, что именно происходит с их малышом, если в его медицинской карточке написано: «гипердинамический синдром». Попробуем объяснить.

Сбой системы

zdorov-deti-aktiv-2 Так как мозг гипердинамического ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, часть его клеток не функционирует. И, как известно, нервные клетки не восстанавливаются. Однако их функции все равно должны выполняться! Поэтому сразу после травмы здоровые нервные клетки постепенно берут на себя функции потерпевших, то есть начинается восстановление. Одновременно с ним идет нормальное возрастное развитие крохи (он учится сидеть, ползать, ходить, говорить, играть, познает мир). На эти два процесса нужна энергия. Следовательно, нервная система ребенка с гипердинамическим синдромом с самого начала работает с большой нагрузкой. А это может стать причиной сбоя. Так, при стрессе («первый раз в 1 класс»), длительном напряжении (подготовка к контрольной) или после болезни (даже простуды) неврологическое состояние гипердинамического ребенка часто ухудшается: начинаются сложности с учебой, «плохое» поведение.

Еще один аспект проблемы. В нервной системе есть два основных процесса – возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у такого малыша возникают трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

Прогноз

При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток «разберут» здоровые, и необходимые связи будут восстановлены. Обычно это происходит к 14-15 годам. Таким образом процесс «восстановления хозяйства» завершится, и ребенок, точнее подросток, ничем уже не будет отличаться от своих сверстников. «Но как жить эти 15 лет? – конечно же, спросите вы. – На каком «языке» общаться с гиперактивным ребенком?»

Строим отношения

Сделать гипердинамического малыша тихим и спокойным – то есть удобным — нельзя. Можно научиться весело и интересно общаться с ним.

zdorov-deti-aktiv-1 Прежде всего, ребенок нуждается в ежедневной родительской поддержке. Как мы уже знаем, у детей с гипердинамическим синдромом слабо развиты произвольное внимание, способность к планированию и предвидению своих действий. Кроме того, большинство детей испытывают значительные трудности с регулированием своей моторной активности: трудно усидеть на месте, трудно по просьбе взрослого престать бегать, прыгать. Помните, ребенок это делает не специально, он не хочет ничего плохого, просто у него не получается «остановиться». Однако все это нужно держать в каких-то рамках. Следовательно, именно родители в определенный период должны взять на себя часть регуляторных функций, недостающих ребенку.

Начать следует с жесткого распорядка дня. Малышу он нужен, как воздух. Только если вокруг все максимально упорядочено и «разложено по полочкам», организм ребенка может понемногу начать себя регулировать. Если каждый день в 21.00 зажигается ночник, ребенок принимает душ, на столике появляется стакан кефира и печеньице, вы читаете малышу сказку, а потом без вариантов только спать, и никаких послаблений, никаких «пришли гости» или «интересное кино», то постепенно мозг малыша выработает что-то вроде условного рефлекса. И тогда под душем ребенок уже на четверть спит, а когда пьет кефир, спит наполовину, а во время сказки – на три четверти, и дальше – совсем незначительное усилие и возбуждение погашено, малыш уснул.

А попробуйте без этого оторвать гипердинамического ребенка от игры и вовремя уложить спать. Он и вас измотает, и сам измучается: закатит истерику, начнет «двигательную бурю». Чтобы это предотвратить, «осмыслить» активность малыша, необходим устойчивый, правильно организованный домашний микроклимат. Иными словами, окружающая кроху семейная атмосфера должна быть суперпредсказуемой. Это отправная точка в построении взаимоотношений с гиперактивным малышом!

На заметку

Розовая ленточка от Феи

Система ритуалов – палочка-выручалочка для многих родителей. Внезапное появление вечером на перильце кроватки розовой ленточки – это очень необычно и любопытно. Откуда она взялась? Чья она? Ах, это Фея прилетела и «говорит» о том, что она уже здесь и с нетерпением ждет, когда все лягут в постель и начнется сказочное путешествие.

Ежевечернее появление розовой ленточки – своеобразный ритуал отхода ко сну. Малыш постепенно привыкнет, и это будет его организовывать.

При подготовке статьи были использованы материалы из книги Е.Мурашовой «Дети-тюфяки» и дети-«катастрофы».