Детские «почему?»
Как-то раз, путешествуя «дикарем» по Крыму, я оказалась в душном, едва не отдающем концы, автобусе, битком набитом пассажирами. Жара, пыль, бесконечный горный серпантин, кто-то спит, кто-то ругается с соседом, отдавившим любимую мозоль, кто-то уже «укачался» и согнулся над предусмотрительно припасенным пакетиком. И на весь автобус есть только один человек, который бодр и свеж. Это… трехлетняя девочка, увлеченная игрой под названием «Пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК и сто тысяч ПОЧЕМУ».
«Папа, иголки на деревьях тоже ветер делают? А что это с тем мальчиком? Его тошнит? А что такое «тошнит»? А знаешь, море соленое, потому что я туда плакала. А куда пошел тот дядя? Папа, смотри, что это из мальчика вылилось, это компотик? Летом у коровок бывает молочко, а зимой – мороженое? Мальчик что, не любит компотик? А я люблю. Значит у меня «тошнит» будет сделан из творожка, да, папа?»
Два с половиной часа вопросы, вопросы, вопросы. Автобус разваливался уже не от старости, а от хохота пассажиров. Даже тот бедный мальчик уже плакал от смеха над своим пакетиком. А папа девочки на полном серьезе все это время отвечал дочери, ни разу не позволив себе ни смутиться прямотой и наивностью ребенка, ни засмеяться…
Наш консультант — детский психолог, Валерия КУКСА
Первое «почему?»
Сначала «почему» будут многочисленными, но простыми.
Как можно раньше начинайте читать ребенку вслух и не только сказки, но и познавательные книжки. Так малыш будет воспринимать слова в контексте определенной ситуации, и у него начнут складываться понятия о предметах, их свойствах и функциях. Например, если ребенок будет знать слово «вода», вы без труда сможете объяснить ему, «почему суп мокрый, а хлеб сухой». Да потому что все, в чем есть вода, – мокрое, а в чем ее нет, – сухое.
Однако с помощью книг всему не научишь. Придется «попотеть» и самому. Но именно тогда, когда собственными сообразительностью и остроумием вы можете уже не просто гордиться, а восторгаться, ваше сокровище вдруг выдает такой каверзный вопросик, после которого вы, словно Эллочка-людоедка, начинаете изрекать сплошные междометия и восклицания и судорожно напрягать мозги. Когда моя двухлетняя дочурка однажды спросила, где у качелек ротики, я, естественно, ответила, что у качелей ротиков нет, потому что они «неживые». Но не прошло: малышка выдвинула практически неопровержимый аргумент: «Вчера, когда нам надо было домой, ты сказала, что качельки устали и хотят спать. Значит, вчера они были живые! Так что ротики должны быть!» И если бы муж не увлек дочку подробным рассказом (с наглядной демонстрацией) об устройстве качелей (что, как ни странно, оказалось ребенку интересно), мне бы пришлось несладко. После этого случая я сделала вывод: надо следить за тем, что говоришь наивному малышу, иначе этой же наивностью он потом запросто поставит тебя в тупик. Ведь в этом веселом возрасте ребенок все воспринимает буквально.
Второе «почему?»
В своей речи мы употребляем устоявшиеся выражения и уже даже не замечаем, что они имеют переносный смысл. А вот наши детки не просто замечают, а очень даже бурно на них реагируют.
Как-то мы с дочкой гостили у родителей, и когда уже собрались уезжать, ко мне подбежала дочурка и, захлебываясь от возмущения, спросила: «Почему это дед заставляет меня писать на дорожку, ведь хорошие девочки писают на горшочек?» Оказывается, дедушка посоветовал сходить перед отъездом в туалет — как говорится, «на дорожку». Вот и попробуйте объяснить трехлетнему ребенку, что это образное выражение! А чего стоит успокоить малыша, который переживает, почему все смеются, когда у него, можно сказать, стресс?! Долго еще потом пришлось нейтрализовывать сложившееся у внучки представление о нехорошем дедушкином наставлении.
Вот еще один случай. Соседский мальчик поймал трех мух (одну – для себя, а остальных – для двоих приятелей), упаковал их в кулечек, а вечером пригласил домой своих друзей в полной уверенности, что папа «с легкостью» (как говорила мама) сделает из этих насекомых каждому по слону! В результате маме пришлось объясняться не только с сыночком, но и с мужем.
Третье «почему?»
В нашей семье эта тема началась не с вопроса, а с утверждения. Еще в два года дочка как-то вечером после детского сада «усадила» нас с папой на диван и, размахивая пальчиком прямо перед нашими носами, гордо, с чувством собственного превосходства (мол, я знаю, а вы нет), объявила: «А у мальчиков вообще не такие писи, как у девочек!» И вопрос «почему?» не заставил себя долго ждать. Но зато нам не пришлось дочке объяснять, «как узнать, кто мальчик, а кто девочка, если мы все лысые сначала?»
Такая любознательность неизбежна. Поэтому не увиливайте от вопросов «про это» и, как можно проще, «ПО-ДЕТСКИ», избегая самых щекотливых моментов и, конечно же, не теряя чувства юмора, объясните маленькому почемучке, «как получаются дети». А если ваша фантазия недавно иссякла на вопросе «где зайчик ловит дедушку, чтобы передать шоколадку?», можно обратиться за помощью к детской энциклопедии.
Не расслабляйтесь — подвохи вас ждут на каждом шагу. Например, отвечая на почти безобидный вопрос: «когда у меня будет ребеночек?», вы воодушевленно рисуете привычную картинку типа «ты вырастешь, познакомишься с дядей (тетей), вы поженитесь, потом у вас родится малыш…». А ваше сокровище, живо представив себе «чудесную» перспективку с огромным взрослым мужиком в главной роли, осторожно, но уверенно, заявляет: «Что-то я ни на каком дяде не хочу жениться». А далее следует провокационное: «А может, сразу ребеночка?»
Тут уж лучше думать не по-взрослому, а просто привести в пример вашу семью и какую-нибудь ситуацию, в которой без папы не обойтись. И вообще, лучше, если персонажами родительских ответов будут сами родители, ведь мамы и папы роднее и авторитетнее для своих детей, чем абстрактные тети и дяди. Однако не исключается возможность напоследок услышать: «А когда я женюсь, вы с папой где жить будете?»
Ход конем
Хороший способ спасения от тысячи «почему» — встречные вопросы: наши к ним.
О высказываниях детей можно говорить бесконечно. Уверена, у всех родителей есть «загашник» хотя бы из парочки детских «перлов», вспомнив которые, даже в грустную минуту они улыбнутся, а то и засмеются. Поиграйте с ребенком в «вопрос–ответ». И вообще, чаще спрашивайте своего малыша «обо всем на свете». Он будет доволен и горд тем, что его мнение вас интересует.
Дети радостно расскажут, что кипяченая вода — это «вода с дохлыми микробами», что «стюардесса должна быть худой, а то застрянет в проходе, и пилоту придется ее проталкивать», что «весь в иголках, но не елка» — это или петушок («чтобы лисичка не съела»), или небритый папа». Поведают о том, что жених — это дяденька до того, как женится, а потом его называют уже другими разными словами. Что врач — это человек, который заставляет питаться одними таблетками. Заявят, что беседа — это что-то нехорошее, потому что папа если скажет: «Ну-ка, пойдем побеседуем», на этой самой беседе обязательно говорит какие-то гадости…
Такие словесные игры отлично развивают мышление ребенка. Поэтому вскоре вместо перепуга или хныканья в ответ на коварное «где запачкал куртку?», можно будет услышать невозмутимое: «Ну я же не спрашиваю, где ты рвешь свои колготки». И вообще, как сказал сынишка моей подруги: «Не учите, что мне говорить, я скажу так, как у меня в голове зашевелится».
Советы
Интересно
Характер «детских» вопросов меняется в зависимости от возраста почемучки
Маричка СМЕРЕКА