Я сам, понимаете, САМ!
Три года ? это важная ступенька в развитии личности маленького человечка: малыш начинает искать свое место среди других людей, активно экспериментируя с границами дозволенного. Результат — негативизм, упрямство, строптивость, своеволие… Однако в наших силах облегчить этот период и себе, и ребенку, которому, кстати, гораздо сложнее!
Все у меня получится!
В возрасте трех лет ребенок начинает осваивать множество «взрослых» действий: самостоятельно одеваться, есть, застегивать липучки на ботинках, доставать вещи из шкафа, чистить зубы, умываться — всего не перечислить! Попытки ВСЕ делать самостоятельно ? главная «примета» трехлетнего возраста. Конечно, маме проще «обойтись без помощника», особенно утром, когда каждая минута на счету. Но не стоит забывать, что каждое новое действие для трехлетнего карапуза ? это, прежде всего, новая учебная задача. Ее решение тем или иным способом ? это «модель» будущих, взрослых побед.
Поэтому! Как бы вы не спешили на работу, не отбирайте у малыша колготки, которые он безуспешно, но так настойчиво пытается надеть. Помогите ему, но ненавязчиво, возможно, чем-то отвлекая его внимание. Ведь «именно в эти годы мы, неграмотные, передаем ребенку все наши пороки, — писал известный публицист, педагог и философ Симон Соловейчик. – Чем слабее наш собственный пример, тем сильнее наши педагогические меры ? и тем они бессильнее. Мы пытаемся мерами заменить пример, а это невозможно». Поэтому даже если кроха не поймет всей логики вашего высказывания, он непременно уловит эмоциональный настрой. Ваш тип реагирования станет для него примером в будущем. Если мы кричим или позволяем себе ударить малыша, то почему же ребенок не может позволить себе такого поведения? Вспоминается такой поучительный сюжет: отец лупит сына, приговаривая при этом: «Я тебя отучу бить младших!».
Важно
Ах, как я зол!
Трехлетний малыш стремится делать все самостоятельно и ужасно сердится, если встречает на своем пути сопротивление. Почему же у «самостоятельных» трехлеток так часто возникает агрессия?
Как правило, самостоятельные устремления крох еще не соответствуют приобретенному опыту и навыкам. Ощущая себя «большим», даже (да-да!) «всемогущим», ребенок старается повторять действия взрослых. И в итоге сталкивается с неудачей. «У меня не получается!» ? что может быть обиднее для ребенка, стремящегося утвердить свою «взрослость»?! Приступы настоящей ярости у трехлетки может вызвать любое действие или явление, вольно или невольно нарушающее его планы. Он может отвечать «нет» на любое ваше предложение, даже способен заявить: «Я тебя не люблю!»
Однако в три года уже можно учить ребенка выражать свое недовольство словами.
Важно
Жить по правилам? Попробую…
Трехлетка буквально разрывается между двумя противоположностями: он стремится к утверждению себя как индивидуальности, но в то же время уже почти осознал, что люди живут по неким правилам. Отсюда главная проблема этого возраста — необходимость «вписать» свое поведение между чувством свободы и готовностью подчиняться.
Жизнь преподносит множество ситуаций, наглядно демонстрирующих, зачем нужны социальные нормы. Наша задача – воспользоваться случаем, чтобы помочь малышу сделать правильные выводы. «Видишь, ты не захотел утром погулять, а теперь пошел дождь. Придется сидеть дома». «Правда же, сегодня подошла бы шапка и потеплее, как та, которую ты отказался надевать? Пойдем домой — сильно похолодало».
Важно
Предложите малышу разноплановую ситуативную игру, благодаря которой он в дальнейшем сможет избежать многих трудностей. Организуйте игру так, чтобы малыш в ней обязательно достигал успеха. Сложную задачу разбейте на этапы и только один из них поручите сыну или дочке.
Например, если вы с трехлетним ребенком собираетесь лепить из пластилина кошку, не просите его сделать фигурку полностью. Скорее всего, из этого ничего не получится: карапуз либо потеряет интерес к занятию, либо, предоставленный сам себе, устанет и начнет капризничать. Но если вы поручите малышу подобрать пластилин нужных цветов, скатать из него шарики разной величины (которые потом станут головой, лапками, туловищем), он вполне справится с задачей. Похвалите юного скульптора за умение, терпение и ловкость, а себя ? за педагогический талант. Вы только что преподали малышу урок успешного решения трудной задачи.
***
Если малыш будет постоянно получать подтверждения собственной значимости и умелости в безопасной среде, то поводов для упрямого выражения пресловутого «Я сам» у него поубавится.
Елена ЧЕРНЕНКО