• VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
 

От эмбриона — к младенцу
От эмбриона — к младенцу Во многих странах Востока настоящей датой рождения считается не день родов, а день зачатия. И в этом есть глубокий смысл, ведь даже крохотный эмбрион — это уже живое существо, которое задолго до рождения превращается в существо мыслящее. О таинственных изменениях, происходящих с еще не рожденным ребенком за девять месяцев жизни в теле матери, мы и расскажем.

1–2 месяца: «Час зачатия я помню неточно»

«…Первый момент был подобен вечности — никаких событий за эту вечность не произошло, и она была заполнена чистым существованием, лишенным каких бы то ни было качеств…»
Виктор Пелевин, «Иван Кублаханов»

Итак, в благоприятный для зачатия день созревшая яйцеклетка поджидала сперматозоид в маточной трубе. И дождалась. Один из миллионов счастливцев проник под ее оболочку, и ядра двух половых клеток (так называемые зиготы, содержащие половинный набор хромосом) слились воедино. Образовалась клетка с полным хромосомным набором — 23 материнские и 23 отцовские. После этого «великого объединения» одна-единственная клетка, которой суждено превратиться в человека, как бы замирает. Пауза длится от нескольких минут до нескольких часов — и вдруг клетка начинает делиться! Пошел отсчет новой жизни.

В первые несколько дней будущий человек представляет собой просто скопление клеток, напоминающее ягоду малины или шелковицы. Поэтому его еще называют «морула» (в переводе с латинского — ягода шелковицы). Путь из маточной трубы в полость матки занимает примерно 3–4 дня, еще некоторое время морула свободно «парит» в полости матки. Наконец, примерно на седьмой день жизни, когда запас питательных веществ из яйцеклетки заканчивается, зародыш прикрепляется к слизистой оболочке матки. Плацента — «детское место» — вырастает из наружных клеток плода, которыми он как бы врастает в матку (окончательно плацента формируется к концу четвертого месяца беременности). Как только зародыш переходит на «материнский паек», его рост резко ускоряется. Ягодка превращается в эмбрион.

На второй-третьей неделе развития происходит важнейшее событие: из клеток формируются три слоя, или «зародышевых листка». А на втором месяце жизни из наружного зародышевого листка начинают развиваться нервная система, головной и спинной мозг, кожный покров. Из «среднего листка» формируются внутренние органы и скелет, а клетки «внутреннего листка» преобразуются в клетки эпителия пищеварительной системы, поджелудочной железы и печени.

Процесс этот идет постепенно. На третьей неделе жизни появляются кровеносные сосуды, затем — сердце. Вначале оно двух-, а не четырехкамерное, но даже это крохотное сердечко уже сокращается. На пятой-шестой неделе у эмбриона появляются ручки и ножки (пока похожие на ласты). И в середине второго месяца у будущего человека появляется лицо. Красавцем его пока не назовешь: огромные глаза и лоб, крохотный плоский носик. Но к двухмесячному возрасту явно видно — это человек!

Первые восемь недель жизни плода называются «эмбриональным периодом развития». В это время будущая жизнь еще очень хрупка и уязвима под действием различных неблагоприятных факторов. Но вот этот этап благополучно пройден, и наступает второй период в жизни будущего ребенка, длящийся с девятой недели до самого конца беременности, — «фетальный».

3—6 месяцев: открываем глазки!

«Он заметил, что висит в теплом океане, заполняя почти весь его объем. Иногда, от скуки и неосознанного желания изменить миропорядок, он начинал глотать его соленую воду; за этот богоборческий акт приходилось расплачиваться приступом мучительной икоты…»
Виктор Пелевин, «Иван Кублаханов»

На 3–4 месяце беременности будущий ребенок продолжает стремительно расти: к концу третьего месяца вес плода чуть меньше 50 граммов, а к концу четвертого — уже целых 200 граммов! В это время у него активно формируется пищеварительный тракт, появляются глотательные движения, и плод начинает «пить» околоплодные воды. Почувствовав их вкус, малыш, родившись, безошибочно будет находить по запаху материнский сосок и отдавать предпочтение именно материнскому молоку.

Внешне он все больше и больше похож на человека. Правда, кожа трехмесячного плода еще прозрачна, сквозь нее просвечивают кровеносные сосуды. Но голова (занимающая пока половину длины тела) выпрямляется, появляется шея, личико становится более пропорциональным. На пальцах растут ноготки, и главное — уже четко видно, мальчик это или девочка.

Внутренние изменения тоже разительны. На третьем месяце начинает функционировать щитовидная железа, на четвертом — печень, костный мозг вырабатывает клетки крови. Надпочечники тоже готовы к выработке гормонов. К концу четвертого месяца вступают в действие почки, и будущий ребенок не только пьет околоплодные воды, но и… писает в них. В кишечнике появляется меконий (но наружу он выйдет только после родов).

Но самое главное — в течение четвертого месяца жизни активно идет формирование коры головного мозга. Именно в это время в нем появляются пресловутые «извилины». К концу четвертого месяца начинает работать гипофиз и гипоталамус — области мозга, отвечающие за эндокринную систему.

На пятом месяце рост малыша равен примерно 20 сантиметрам, а вес — 250–350 граммам. Он уже не красно-прозначный — кожу покрывает беловатая первородная смазка. Она не только предохраняет кожу плода от повреждений, но и обладает бактерицидными свойствами. К шести месяцам ушки и нос будущего ребенка приобретают более «человеческий вид». Кроме того, у него открываются веки! Семнадцатинедельный плод уже может жмуриться.

Теперь о внутренних изменениях

Головной мозг продолжает расти и совершенствоваться. Появляются средний мозг и мозжечок, завершается формирование извилин коры головного мозга. К пятому месяцу все железы внутренней секреции находятся в рабочем состоянии и продуцируют необходимые гормоны. К шестому месяцу бурно развивается дыхательная система, формируются легкие. Конечно, плод пока «дышит» через плаценту, но уже начинает совершать, так сказать, тренировочные дыхательные движения — до 60 в минуту.

Двигаться будущий малыш начинает еще в полтора месяца. Но только на пятом месяце (примерно на 20-й неделе, если ребенок первый, и на 18-й — если у женщины уже есть материнский опыт), беременная чувствует движения малыша. За полчаса пятимесячный плод может совершать до 60 толчков. Это поистине замечательный момент, помогающий будущей матери глубже почувствовать связь с ребенком. Впрочем, окружающие тоже могут заметить ее «интересное положение» — на пятом месяце матка уже доходит до пупка, и у беременной обрисовывается животик.

7-9 месяцев: почти взрослый

«…Справа и сверху раздавались никогда не стихающие удары огромного метронома; чуть ниже что-то с шорохом вздувалось и опадало, а совсем рядом время от времени начинал бурлить невидимый водопад —- но этот шум звучал  в его сне постоянно, и он давно не обращал на него внимания. Интерес у него вызывали другие звуки, которые складывались в длинные красивые последовательности, иногда сопровождаемые глухим бубнением голосов».
Виктор Пелевин, «Иван Кублаханов»

Семь месяцев — еще один важнейший этап в развитии плода. Ребенок, рожденный семимесячным, благодаря достижениям современной медицины, вполне может выжить. В это время малыш не просто растет — у него активно развиваются все органы чувств: зрение, слух, вкус и обоняние. Он хорошо слышит как звуки материнского организма (сердцебиение, дыхание, перистальтику кишечника), так и звуки, приходящие извне. Активно реагирует на свет — если яркий луч направить непосредственно на живот матери, плод вздрагивает и меняет позу.

На восьмом месяце ему уже становится тесновато в материнском лоне. Примерно в это время большинство детей переворачиваются головой вниз. В принципе, нормальным (хотя и не самым удачным) считается ягодичное предлежание. Однако даже если плод располагается поперек матки, еще есть время исправить положение. Для этого лучше обратиться к врачу.

В это же время окончательно формируется сердечно-сосудистая система, за некоторыми маленькими исключениями. Так, между левым и правым предсердиями плода остается отверстие, так называемое «овальное окно». Обычно оно закрывается сразу после рождения, однако случается, что и остается открытым еще от нескольких дней до нескольких месяцев.

На восьмом месяце заканчивается формирование легких. Теперь они снабжены дыхательными пузырьками — альвеолами. Продолжает развиваться поджелудочная железа, формируются дольки печени.

Голова ребенка к окончанию восьмого месяца уже составляет 60 % размера головы взрослого человека. Кости черепа мягкие, между ними остается особая соединительная ткань — роднички. Способность головы деформироваться поможет ребенку пройти через узкие родовые пути. А еще на восьмом малыш очень хорошеет. Это происходит благодаря тому, что под кожей накапливается жир: морщины и складочки разглаживаются, кожа из красной становится розовой. Но первородная смазка пока остается — она пропадает практически перед самыми родами.

В последние четыре недели перед родами ребенок готовится к самостоятельной жизни. А что самое главное для новорожденного младенца? Правильно, еда! Поэтому его рот сформирован особым образом: на слизистой оболочке губ, на челюстях и между жевательными мышцами находятся специальные сосательные валики. Нервная система девятимесячного плода тоже активно готовится к акту сосания. А желудочно-кишечный тракт — к тому, чтобы еду переваривать (он уже проходим, снабжен ворсинками и совершает слабые перистальтические движения, продвигая первородный кал — меконий — ближе к выходу.

На девятом месяце увеличиваются надпочечники плода. Во время родов им предстоит огромная работа — снабжать организм малыша адреналином и норадреналином.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЛОДА

«…Он стал воспринимать разные качества мира разными частями сознания. Эти способности утончались и разветвлялись, и постепенно прежнее простое присутствие оказалось расчлененным на ощущения от света, звука, вкуса и касания, которые были просто осколками прежней целостности».
Виктор Пелевин, «Иван Кублаханов»

Перейдем к самому интересному — психическому развитию плода. Примерно 30 лет назад возникло даже специальное направление в науке, занимающееся этими вопросами — перинатальная психология, то есть «психология рождения». Основной вопрос, занимающий перинатальных психологов — когда начинается психическая жизнь плода, как проходит процесс превращения группы клеток в мыслящее существо.

Можно сказать, что психическая жизнь нерожденного ребенка складывается под влиянием двух основных факторов: внешних впечатлений и реагирования на настроения матери. Сначала о внешних впечатлениях: на третьем месяце у ребенка уже развита тактильная чувствительность. Малыш может чувствовать поглаживания живота, и ему нравится это.

В три с половиной месяца он в состоянии различить вкус. К шестому месяцу может видеть и слышать (в том числе, и звуки, доносящиеся извне). Поэтому почаще разговаривайте с будущим малышом. Доказано, что дети, с которыми разговаривали до рождения, лучше развиваются и раньше начинают говорить: оказывается, они до рождения уже способны запоминать некоторые слова и предложения. Очень полезно прослушивание классической музыки. Особенно психологи рекомендуют произведения Моцарта, Баха и Вивальди.

Второй мощнейший фактор, формирующий психическую жизнь ребенка, — душевное состояние его матери. Ее настроения, впечатления, жизненный опыт передаются малышу благодаря «кровной связи» — буквально. С кровью в организм плода поступают специальные химические соединения — катехоламины (гормоны мозгового вещества надпочечников, которые «управляют» настроением). Они регулируют приспособительные реакции организма и несут информацию о душевных переживаниях матери.

Большинство перинатальных психологов придерживаются мнения, что первые проблески сознания появляются у плода примерно в середине беременности. Одно из доказательство тому — на пятом месяце ребенок… видит сны! Во всяком случае, энцефалограмма плода показала, что сон еще не рожденного малыша разделяется на две фазы: медленную и быструю.

В целом же, психологи считают, что личность человека на треть задается генетически, на треть — формируется во внутриутробный период и только треть ее зависит от обстоятельств жизни после рождения. Говоря о психической жизни плода, невозможно не вспомнить об основоположнике перинатальной психологии, американском исследователе Станиславе Грофе. В 70-е годы прошлого века он разработал теорию перинатальных матриц. Всего их четыре:

  • от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
  • от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
  • прохождение по родовым путям;
  • встреча с миром.

От того, как протекали эти этапы внутриутробного развития и родов, зависит наше последующее восприятие жизни, считал Гроф. Так, у ребенка, мать которого во время беременности была угнетена, может сформироваться подсознательное убеждение, что весь мир плох и опасен. Если какие-то осложнения возникли между началом схваток и выходом в родовые пути, то, возможно, в будущем этот человек будет воспринимать любую напряженную ситуацию как безвыходную. Третья матрица «отвечает» за способность добиваться поставленной цели. Последователи теории Грофа считают, что дети, рожденные, скажем, путем кесарева сечения, могут вырасти безвольными, а те, кто появился на свет во время стремительных родов, способны ради достижения цели идти «по трупам». А вот если только родившегося человечка сразу забрали у матери, равнодушно завернули в пеленку и унесли невесть куда (четвертая матрица), у него со временем может возникнуть немотивированный страх одиночества.

Но даже если в какой-то из периодов что-то пошло наперекосяк, это не трагедия. Последователи теории матриц считают, что все «огрехи» перинатального развития вполне можно исправить. А жизненный опыт говорит о том, что реальные люди и обстоятельства их появления на свет отнюдь не всегда соответствуют схемам, данным Грофом. Из советских роддомов, где малышей сразу после рождения уносили в детские, выходили отнюдь не поголовно угрюмые люди, страшащиеся одиночества. А среди «кесарят» я знаю много сильных и волевых личностей.

А закончить хочется опять-таки цитатой из рассказа Пелевина:
«…Страшные спазмы сминали и скручивали его… Рядом с той областью его тела, которой он слышал звуки и ощущал слабое красноватое мерцание, вдруг появился просвет, и он почувствовал, как вся вселенная с безжалостной силой выталкивает его в место, которого раньше не было.
Он никак не мог помешать или помочь происходящему; он просто чувствовал, что движется по какой-то мягкой упругой трубе, и, когда он изо всех сил захотел, чтобы это как можно быстрее кончилось, что-то пришло ему на помощь снаружи.
Страдание кончилось. Он чувствовал, что висит в пустоте и ничто больше не касается его рук и ног; что-то осторожно подняло его в воздух, и он увидел вокруг себя ослепительные разноцветные пятна. Было очень холодно; открыв рот, он впустил в себя холодную пустоту, и сразу же в его уши ворвался резкий и тонкий звук; прошло довольно много времени, прежде чем он с изумлением понял, что издает его сам».

Детское здоровье

Цветоводство

Дом и интерьер