Почему болеют дети?
Болезнь – одна из неприятных ситуаций, в которую человек попадает в течение своей жизни, часто не единожды. Любое заболевание – это отражение не только физического, но и психического состояния, как взрослого, так и ребенка.
Многие психологи сходятся на том, что самой важной и главной причиной заболевания детей является чувство нелюбви. Если ребенок не ощущает маминой и папиной любви, он будет болеть. Поэтому не забывайте лишний раз сказать своему родимому чаду фразу «я люблю тебя».
Специфика восприятия распространенных заболеваний
Ежегодно среди детей распространенность банальными простудными заболеваниями в 4-5 раз выше, чем среди взрослых. Это объясняется возрастным несовершенством иммунных и анатомо-физических механизмов, обеспечивающих защиту детского организма. Пока они не сформированы, ребенок чутко реагирует на вирусы и инфекции. По наблюдениям врачей, дети болеют ОРВИ (острыми респираторными вирусными инфекциями) и гриппом от 6 до 10 раз в год.
Попытаемся объяснить причины некоторых самых распространенных заболеваний.
- Ангина.Эта болезнь говорит о том, что человек чувствует гнев, так как ему что-то не удаётся. Он вынашивает идею бунта, против самого себя или кого-то другого.
- Грипп. Гриппом часто болеет человек, который не может проявить свои желания и сформулировать свои требования. Он чувствует себя в тупике, ситуация вызывает у него эмоциональное удушье. Грипп для него оказывается выходом из сложившейся ситуации. Так, например, ребенок, который не хочет больше ходить в садик, заболевает гриппом, чтобы недельку побыть дома. Грипп всегда связан с отношениями между людьми.
- Горло. Это весьма ответственный орган в жизнедеятельности человека. Если боль в горле сопровождается затруднённым дыханием, она говорит о том, что в жизни человека мало стремлений. Если же речь идёт об ощущении сдавленности, если человек чувствует, что его взяли за горло, значит, кто-то вынуждает его что-то сделать или сказать. Он чувствует, что на него оказывают давление. Если ребёнок жалуется что ему больно глотать, предложите ему задать себе вопрос: какую ситуацию мне трудно проглотить в данный момент? Возможно, это какая-то сильная эмоция или нежелание принять какого-то человека или новую идею. Такое затруднение вызывает у человека гнев и агрессивность, обращённые против него самого или на другого человека.
- Ларингит. Частичная или полная потеря голоса свидетельствует о том, что человек не даёт себе говорить, так как чего-то боится. Он хочет что-то сказать, но боится, что его не услышат или что его слова кому-то не понравятся. Он пытается «проглотить» свои слова, но они застревают у него в горле (часто именно поэтому у него в горле возникает боль. Ларингит может также возникать из-за страха оказаться не на высоте, не оправдать чьи-то ожидания в том, что касается слов, речей и выступлений. Причиной болезни может быть и страх перед авторитетом в какой-то области. Возможно также, что человек кому-то что-то сказал и злится на себя за то, что сказал лишнее, проговорился; он обещает себе в будущем держать рот на замке. Он теряет голос, так как боится проговориться ещё раз.
- Кашель. Более или менее частый кашель без видимых причин может возникать у человека, который легко раздражается. У такого человека слишком развит внутренний критик. Ему следует проявлять большую терпимость, особенно по отношению к самому себе. Даже если причиной раздражения является какая-то внешняя ситуация или другой человек, внутренний критик обрушивается на него самого. Если чихание связанно с тем, что происходит во внешнем мире, то кашель – с тем, что происходит внутри человека.
Поэтому, начиная лечение ребенка, следует обратить внимание на эти психологические аспекты и продолжать терапию в комплексе с рекомендациями врача. Это нужно также использовать и для предотвращения заболеваний.
- Ангина. Обратите внимание на планы ребёнка и свою помощь. Быть может, вы не помогаете в нужном месте или наоборот, где-то вас слишком много. Дайте маленькому человеку волю и право выбора.
- Грипп. Чем тяжелее грипп, тем сильнее вредит ребенку его отношение к тому, что он должен делать или кем должен быть. Очень часто, грипп возникает тогда, когда ребенок чувствует себя жертвой. Выясните, может быть, он драматизирует ситуацию. Помогите ему делать с радостью то, что он должен делать. Дайте ему понять, что у него есть всё необходимое для этого.
- Горло. Именно в горле находится центр, отвечающий за творчество. Поэтому, если у ребенка болит горло, вы должны дать ему право создавать и делать всё, что ему хочется, не «наступать ему на горло». Объясните малышу, что вместо того, чтобы злиться на себя за неправильно принятое решение или необдуманный поступок, следует научиться принимать с любовью то, что он создаёт. Только так он сможет раскрыть свою индивидуальность. И, конечно же, не мешать ему в этом.
- Ларингит. Расскажите ребёнку что, какой бы страх он не испытывал, он только вредит ему, так как лишает его непринуждённости и не даёт выразить себя. Если он будет по-прежнему сдерживать себя, это, в конце концов, сильно повредит ему, причём пострадать может не только горло. Помогите ему выразить то, что он чувствует, и вы вместе откроете в нём энергетический центр, который связан с творчеством и располагается в горле. Объясните ему, что он никогда не найдёт такой способ самовыражения, который нравился бы всем без исключения. Дайте ему право выражать ему себя по-своему. Дайте ему понять, что его мнение не менее важно, чем мнения окружающих, и что он имеет право на самовыражение, как и все остальные люди. Он должен знать, что если он просит кого-то о чём-то, то самое страшное что может произойти, это он получит отказ. Но если человек ему откажет, это не значит что он его не любит или отрицает его сущность.
- Кашель. Каждый раз, когда у ребенка без видимой причины начинается кашель, постарайтесь вдвоём проанализировать то, что творится в его голове. Объясните ребенку, что эта критика мешает ему жить полной жизнью, так, как ему хочется. Скажите ему: Ты не такой, каким себе кажешься, ты гораздо лучше. Дайте ему возможность осознать внутреннее раздражение, и стать более терпимым по отношению к себе. Расскажите ему, что нужно относиться к себе так, как хотел бы, чтобы к нему относились другие.
Cтатья подготовлена Центром развития семьи «София»
ГЕРАЩЕНКО Ярослава,
руководитель
центра семьи «София»