Учимся говорить
Речь — один из наиболее мощных факторов развития ребенка. В своем развитии она проходит определенные этапы:
- в 3–6 месяцев ребенок умеет «гулить» — произносить единичные гласные звуки;
- в 1 год произносит первые слова: «мама», «папа», «баба»;
- в 2 года имеет словарный запас из 50–57 слов;
- к концу 2-го года — 200–400 слов, плюс простые предложения: «Мама дай!», «Кушать хочу»;
- в 3 года освоил практически все звуки, за исключение «неподдающихся» — «р», «ц», «щ», говорит простыми предложениями, самого себя называет — «я».
- в 4 года словарный запас — 1000 слов; может четко произнести «рыба», «цыпленок», «щука»,меньше глотает звуки, хотя незнакомые длинные слова вызывают у него трудности в произношении.
Часто случается, что в спокойной домашней обстановке потребность говорить у малыша не возникает: его хорошо понимают по жестам, плачу или вообще угадывают желания наперед. Малыша это вполне устраивает. В таком случае достаточно сменить тактику общения и помочь ему в развитии речи:
- как можно больше общаться с ребенком — речь формируется только в непосредственном общении;
- показывать на предмет, который называете, и комментировать все свои действия;
- развивать мелкую моторику рук; самый простой пример — игра «Сорока-ворона»;
- делать специальную гимнастику: вытягивать губки трубочкой, надувать щечки, дуть, цокать, как лошадка, фыркать, как ежик, шипеть, как змея и т.д.
- не забывать о слуховом внимании (петь песенки, декламировать стихи. Обращать внимание на домашние звуки: «Что это шумит?». И отвечать «Это шумит ветер». Делать вид, что говорите по детскому телефону, и предлагать малышу делать то же самое);
- побольше играть (Придумайте вопросы,сначала подразумевающие краткий ответ «да» — «нет»,затем посложнее, которые предполагают осмысление ответов («кто это?»). Следующая серия вопросов — «что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы).
Если ваш малыш не идет на контакт и ему не удается выполнить большинство ваших заданий, обязательно обратитесь к специалисту. К сожалению, это не просто запаздывание в развитии речи, а сигнал о речевом нарушении.
Задержка речевого развития — тонкое и сложное заболевание под красивым названием «алалия» (безречие). Причиной его врачи считают некоторое нарушение работы коры мозга и подкорковых структур. Оно нуждается в обязательном установлении причины и медикаментозном лечении.
Подкорректировать недостаток, который не будет мешать дальнейшему нормальному развитию ребенка, помогут логопед и невролог.