Детское здоровье
  • Register

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок Живчик, электровеник, вечный двигатель — как только ни называют гиперактивного малыша! Однако врачи шутить не намерены: в 2004 году эта проблема была признана общемировой, поскольку число шустриков все растет — сегодня их около 18%.

Наши консультанты:

Вячеслав МИШИЕВ, заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор;

- Олег РОМАНЧУК, детский и подростковый психиатр

Найди отличия
Даже если ваше чадо до боли напоминает Петрика Пяточкина из известного мультфильма, не спешите вешать на него ярлык «гиперактивный». Сначала проведите своеобразный тест, нечто похожее на игру «Найди 5 отличий». Итак…

Активный малыш

  • Большую часть дня предпочитает подвижные игры. Но если его заинтересовать новыми паззлами или конструктором, будет сидеть, как мышка. И книжку с мамой охотно почитает!
  • Быстро и много говорит, засыпая родителей вопросами и требуя обстоятельных ответов.
  • После активного дня легко засыпает, ест тоже с аппетитом, для него не характерны расстройства ЖКТ.
  • Активен не всегда – в гостях, в незнакомой обстановке, может «затормозить», и в садике тоже вполне вменяем. Это дома у него «крышу срывает».
  • Не агрессивен. Конечно, в пылу конфликта может слегка наподдать товарищу по играм, но быстро отходит. Сам редко провоцирует ссору.

Гиперактивный ребенок

  • Постоянно в движении и просто не может остановиться – не в состоянии себя контролировать. Даже если устал, продолжает двигаться, но при этом истерит.
  • Быстро и много говорит, глотая слова и перебивая. Задает миллион вопросов – и не слушает ответов.
  • Уложить спать его невозможно, сон прерывистый, беспокойный. У него часто бывают кишечные расстройства и аллергия.
  • Запреты и ограничения – не признает! Неуправляем везде: дома, на улице, в саду.
  • Часто провоцирует конфликты, при этом не контролируя свою агрессию: может драться, кусаться, бросаться камнями.

Главные критерии
Если этот мини-тест заставило вас призадуматься, стоит обратиться к специалисту. Врач поставит диагноз, руководствуясь теорией американских ученых П. Бейкера и М. Алворда. Они предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.

  • Дефицит активного внимания. Ребенок непоследователен, ему трудно удерживать внимание. Не слушает, когда к нему обращаются. С энтузиазмом берется за дело, но бросает его на полпути. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи, забывчив. Избегает требующих умственных усилий занятий.
  • Двигательная расторможенность. Малыш постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами и др.), спит значительно меньше других детей (даже в младенчестве), чрезмерно говорлив.
  • Импульсивность. Ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто перебивает. Не может сосредоточиться. Не может дождаться вознаграждения, если между действием и поощрением есть пауза. Не регулирует свои действия, не признает правил. При выполнении заданий показывает очень разные результаты – успешность зависит от настроения.

Если в возрасте до 7 дет проявляется хотя бы половина указанных признаков, значит, ребенок гиперактивен.

Диагноз, а не плохой характер
С гиперактивным тяжело. Воспитателям, вынужденным постоянно отвлекаться на его выходки – и часто тихо ненавидящим этого зачинщика скандалов. Сверстникам, страдающим от его импульсивности и агрессии – а потому нередко игнорирующим его, не принимающим в игру. Родителям, чувствующим себя виноватыми перед обществом – еще бы, все ругают ребенка и требуют «принять меры». Но шустрик не виноват – он просто болен! На медицинском языке его диагноз звучит как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В международный перечень официальных заболеваний он вошел сравнительно недавно. В числе причин, провоцирующих СДВГ, врачи называют следующие факторы:

  • генетический: наследственная детерминированность;
  • биологический: органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы, черепно-мозговые травмы в период детства;
  • социально-психологический: алкоголизм родителей, постоянные конфликты в семье.

По статистике, чаще всего дело в минимальной мозговой дисфункции (ММД), вызванной тяжелой беременностью и родами, с гипоксией плода, особенно в течение длительного периода. Она вызывает небольшое торможение развития мозга, причем страдает, прежде всего, эмоционально-волевая сфера. Однако это не фатально: мозг ребенка обладает большими компенсаторными возможностями – нужно только немного ему помочь. В качестве эффективной терапии специалисты предлагают психостимулянты – в отличие от нейролептиков, популярных в Украине для лечения СДВГ, они не оказывают негативного воздействия на организм в целом. Подобная терапия уже давно применяется на Западе, а сегодня концепция психиатрической помощи детям с СДВГ активно разрабатывается и у нас – при поддержке Министерства здравоохранения.

Важно!
Если у ребенка обнаружили СДВГ, желательно не игнорировать диагноз (мол, что это за болезнь такая – перерастет!), а лечить. Потому что…

  • Терапия наиболее эффективна именно в раннем возрасте.
  • Малыш страдает от своей «неправильности» — его самооценка падает, он хуже адаптируется к социуму, постоянно в стрессе.
  • В дальнейшем ребенок может вырасти личностью с асоциальным поведением – подверженной зависимостям (алкогольной, наркотической), склонной к немотивированному риску и даже преступности. Чтобы жизнь человека не превратилась в «аварию», очень важно действовать вовремя!

Требуется помощь!
Причем не только самому гиперактивному малышу, но и всем, кто находится с ним в контакте. Воспитателям, учителям, родителям важно понять, что вины ребенка нет, а значит, стоит быть к нему терпимее. Разъяснительную работу по этому вопросу сегодня ведут специально организованные психологические центры – интегрируя большой опыт европейских коллег.


Чем ругать ребенка за плохое поведение и ставить ему «двойки» (часто у гиперактивных проблемы с успеваемостью даже при высоком интеллектуальном уровне – они просто не могут высидеть урок, сосредоточиться на задании), лучше станьте для него группой поддержки.


Важно фиксировать малейшие положительные сдвиги в поведении гиперактивного малыша, стараться направить его энергию в разумное русло – например, в искусство – креативность у гиперактивных просто зашкаливает!


Однако основная поддержка для «нестандартного» ребенка, безусловно, должна исходить от родителей.

Что могут мама и папа

  • Определив причину проблемы, работать над ней вместе с врачом и психологом – и быть готовыми к тому, что терапия может занять немало времени.
  • Организовать четкий режим дня – это придаст хаотичному миру чада конкретные очертания и несколько успокоит его. Важно определить для малыша круг обязанностей (застелить постель, почистить зубы и т. д.) и держать их выполнение под контролем – постоянным, но не слишком жестким, отмечая при этом не только успехи, но и приложенные усилия.
  • По возможности выделить ребенку отдельную комнату или хотя бы ее часть – для занятий, игр, уединения – его собственную территорию. В ее оформлении желательно избегать ярких цветов и сложных композиций. На рабочем столе ребенка не должно быть отвлекающих предметов – сам малыш не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Не допускать перевозбуждения: никаких шумных игр перед сном, многочасовых бдений перед телевизором! Желательно также пореже посещать крупные магазины, игровые центры – на неокрепшую нервную систему гиперактивного малыша большое скопление людей действует неадекватно возбуждающе.
  • Придерживаться единой линии воспитания (всем взрослым!), не злоупотреблять запретами, хвалить ребенка за малейшие положительные сдвиги.
  • Общаться с малышом спокойно, не «заражая» плохими эмоциями. Если вы сами неуравновешенны и чрезмерно эмоциональны, важно начинать с себя – а ребенок подтянется!
  • Занять малыша активным видом спорта, который направит его энергию в конструктивное русло и позволит безопасно «выпустить пар». Однако без перегибов – для гиперактивного переутомление опасно, так как приводит к снижению и так хилого самоконтроля. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе – они всегда успокаивают.
  • Не превышать учебные нагрузки! Выбирая школу, стоит ориентироваться, прежде всего, на личность учителя. Важно, чтобы педагог был спокоен, уравновешен, обладал чувством юмора — ведь иногда уместной шуткой можно легко перевести выходку ребенка из разряда «криминальной» в «удобоваримую». Такому ребенку просто необходим индивидуальный подход!