Малыши от 1 года до 3 лет
  • Register

Познаем мир вместе!

Познаем мир вместе!

Познаем мир вместе! Если попросить мамочек рассказать забавные истории о своих малышах, то многие вспомнят карапузов в возрасте от 1 до 3 лет. Это очень интересный период: каждый день — что-то новое: слово, навык, выражение лица, проявление характера…

От 1 до 2 лет: исследователь мира
Малыш уже самостоятельно стоит, ходит — стремится к освоению нового уровня пространства. Теперь он может достать все, что так забавно выглядывало с полок, пока его носили на руках, что он так долго мечтал потрогать и попробовать на зуб.

А еще карапуз в состоянии твердо заявить о своих желаниях, которые, кстати, могут не совпадать с мамиными, и, конечно же, может возмущаться, если желаемое не получил. Расширяется и сфера контактов ребенка. Он наблюдает за детьми в песочнице, за взрослыми на площадке, учится здороваться, знакомиться и прощаться. И каждый раз кроха испытывает радость, когда узнает что-то новое.

Советы родителям

  • Обеспечьте безопасность. Уберите острые, мелкие, колющие и хрупкие вещи, а также бытовую химию в не доступные для малыша места. Проследите, чтобы все ценные для вас вещи были надежно защищены или спрятаны под ключ. Несомненно, любопытство ребенка не остановится, когда он найдет красивые разноцветные, хрустящие и прекрасно рвущиеся бумажечки, и не важно, что это была вся папина зарплата. Мусорное ведро и унитаз держите надежно закрытыми, иначе можете обнаружить там «аккуратненько сложенные» игрушки или еще что-нибудь нужное.
  • Будьте наблюдателями и помощниками.Для ребенка мама и папа – главные инструменты в освоении мира. Они расскажут, покажут, порадуются успеху, поймут каждый жест без слов, помогут и защитят. Пока родители рядом, ребенок чувствует себя в безопасности и спокойно занимается важными для него делами. Но это не означает, что вы не должны ни на шаг отходить от малыша, пока он бодрствует. Более того, именно сейчас для ребенка важно, чтобы он почувствовал себя самостоятельным человеком. Предложив ему игру, отойдите в сторону и займите позицию наблюдателя. Предлагайте помощь только тогда, когда она действительно необходима. Карапуз быстрее и аккуратнее будет ходить по ступенькам не тогда, когда вы будете его поддерживать, а кода он сам (под вашим наблюдением) несколько раз попробует по ним взобраться и спуститься.
  • Поддерживайте интерес ребенка.Каждый новый предмет в руках ребенка проходит стадии исследования и апробации. Малышу необходимо пощупать, облизать, укусить, постучать им или разобрать на мелкие детали. И бесполезно говорить «нельзя» или «не бери в рот», без этого не может быть полноценного развития крохи. Соберите коллекцию предметов всевозможных форм, цветов и материалов — в «волшебном ящичке» должны быть кубики, палочки, колечки, мячики, лоскутки, ленточки, шуршащие и звенящие предметы. Понаблюдайте за ребенком, чем он играет, когда остается один. Возможно, его любимая игрушка – пульт от телевизора. В таком случае найдите старый, выньте батарейки и добавьте его в вашу коллекцию. И когда вам нужно будет заняться своими делами, предложите малышу этот «волшебный ящичек».

Игры для малышей

  • «Где спряталось?». Выберите несколько интересных для крохи предметов, положите один из них в поле зрения ребенка и стимулируйте карапуза к поиску, например, словами: «Где мячик?». Когда ребенок начнет искать, акцентируйте положение предмета, например: «НА полу», «ПОД стулом», «У кровати». Поддерживайте интерес малыша и обязательно похвалите, когда поиск увенчается успехом. Так же и с другими предметами.
  • «Пересыпание». Для игры понадобятся поднос, большая ложка, грецкие орехи и две пластиковые емкости. В одну положите 5-7 орехов, поставьте ее на поднос слева, а пустую – на поднос справа. Покажите ребенку, как перекладывать орехи ложкой. Когда все орехи будут переложены, пересыпьте их снова в пустую пиалу слева. Эту игра нравится деткам — они могут повторять ее до десяти раз! Кроме того, она развивает крупную моторику и координацию движений.
  • «Кто в домике живет?». Для игры понадобятся набор фигурок домашних животных и домик для них (подойдет любая коробочка). Спрячьте в домик одно животное, например, собачку, и задайте малышу вопрос: «Кто в домике живет?». После достаньте собачку и сами ответьте: «Собачка, гав!». Так можно прятать любое животное и имитировать его звуками: корова — му, кошка – мяу, курочка – ко-ко. Стимулируйте ребенка повторять за вами звуки и называть животных. Со временем давайте возможность ребенку ответить первому. А вообще детям очень нравятся коробочки и все, что в них можно спрятать.

От 2 до 3 лет: партнер
Ребенок уже хорошо передвигается, умеет говорить простыми предложениями, стал более усидчивым и может подолгу увлеченно играть. Он совершенствует свою речь и учится все делать самостоятельно.

Советы родителям

  • Ведите разговор на одном уровне.Когда вы обращаетесь к ребенку, присядьте — спуститесь на его уровень, чтобы видеть глаза малыша. Так вам будет проще договориться, чем вещая со своей взрослой высоты — общение «на уровне глаз» способствует доверию. А с такими детками уже нужно договариваться, у них много хотелок и неудобных вам нехотелок.
  • Привлекайте игрушечных помощников. В общении с маленькими упрямцами вам может помочь игрушечный, например, мишка, который очень проголодался и хочет скорее вернуться домой с детской площадки. Включайтесь в игровую ситуацию и ведите разговор от лица песика или котенка, меняя при этом интонации. Вы удивитесь, как быстро ребенок примет игру и будет готов сделать все, что попросит его маленький друг.
  • Не спешите и не забегайте вперед. Давайте ребенку возможность делать все в своем темпе. Старайтесь не подгонять его, заранее предупреждайте о своих планах. И не делайте за него то, что он может сделать сам, только потому, что так быстрее. Это не пойдет ему на пользу, только собьет с ритма и вызовет капризы и раздражение.
  • Будьте партнерами по игре.Играйте вместе с малышом. Покажите, как можно накормить кукол или животных, как приготовить супчик понарошку, как полечить зайчику лапку. Игра – это язык, на котором вы будете общаться с ребенком до самой школы.

Игры для малышей

  • «Теремок». С помощью игрушек сделайте инсценировку известной сказки «Теремок». Пусть животные весело познакомятся. Говорите от лица героев разными голосами. Эта сказка покажет ребенку, как нужно общаться. Он будет знать, как на площадке познакомиться с детками и пригласить в игру. Также можно инсценировать любую другую из любимых сказок. Такие игры развивают память и речь, а также учат грамотно строить предложения.
  • «Доктор». Возьмите на себя роль доктора и покажите малышу, как должен действовать врач: осмотреть, смазать ранку, сделать укол. А может быть, вы по-настоящему полечите зайчика, пришив ему оторвавшееся ухо. В следующий раз предложите, чтобы доктором уже был малыш, а вы будете его помощником.

***
Талант мамы и папы заключается в том, чтобы чувствовать своего малыша и успевать за его развитием – предлагать карапузу именно то, что ему требуется конкретно в этот момент. При таком условии детишки будут совершать великие для себя открытия каждый день. И мы вместе с ними!

 

Елена ЧЕРЕПАНОВА, детский психолог Центра детской и семейной психологии «Я+Семья»